Если в автомобиле кондиционер поломался, то как починить его?

В этой статье: 

  • Как работает система кондиционирования
  • Узнайте в чем неисправность
  • Изучите в каком автосервисе можно восстановить работу кондиционера.
  • В автомобиле кондиционер и как продлить его срок службы
  • Как дозаправить хладогент самому

Кондиционер автомобиля – это не только устройство, обеспечивающее комфорт в салоне, но и незаменимый элемент безопасности. Поддержание его в исправном состоянии является приоритетной задачей каждого водителя.

Так бывает всегда. Как только наступает хорошая погода, особенно весной, многие водители вспоминают о наличии в их автомобилях кондиционера, который помогает быстро охладить кабину. Однако после трех месяцев без использования (в лучшем случае) становится очевидно, что система кондиционирования не работает так, как нужно.

Главная проблема заключается в том, что в зимние месяцы многие водители воспринимают кондиционер лишь как источник комфорта, не понимая, что его влияние на безопасность дорожного движения куда больше. Благодаря кондиционеру можно более эффективно предотвратить запотевание стекол и обеспечить хорошую видимость на дороге.

Неисправности, связанные с автомобильным кондиционером, всегда вызывает затруднения как в области обнаружения, так и в устранении неисправностей. Первоначальный шаг, который необходимо предпринять, заключается в проверке отсутствия возможных утечек и корректности работы компрессора кондиционера. В случае возникновения неисправности в самой цепи кондиционера шансы самостоятельно провести ремонтную операцию сведены до минимума.

Как работает система кондиционирования

В целях упрощения понятия системы кондиционирования представим замкнутую трубу диаметром около 20мм в которую последовательно вмонтированы компрессор, конденсатор, расширитель. В этой трубе установлены порты (ниппели) через которые заправляется хладогент. При включении конденсатора происходит активация компрессора, который сжимает фреон. Фреон — торговая марка группы галогенуглеродных соединений, хладагент -общее название смеси или вещества для охлаждения. Давление фреона  в системе 2,5-3.0 кгс/см2/

Компрессор приводится в действие основным двигателем. Фреон находящийся в газообразном состоянии, при сжатии нагревается. Далее фреон гонится компрессором по трубопроводу в конденсор (он же радиатор), где фреон охлаждается и превращается в жидкость. При попадании фреона в радиатор для охлаждения, система получает ощутимую поддержку от вентилятора, который активируется вместе с компрессором на первой скорости. Одновременно, когда автомобиль находится в движении, дополнительную силу для охлаждения фреона предоставляет встречный поток ветра, который эффективно обдувает устройство.
После прохождения через конденсатор, жидкость проходит очистку в фильтре, предотвращая попадание различных загрязняющих веществ и влаги. Прошедшая через фильтр отфильтрованная жидкость становится холодным воздухом благодаря действию испарителя. Перед испарителем стоит дроссель (расширительный клапан). При помощи расширительного клапана, давление жидкости падает, хладогент испаряется и превращается в газ. При расширении хладогента его температура падает ниже 0 °C. Вентилятор салона автомобиля гонит воздух через охлажденный испаритель и холодный воздух выходит из испарителя и охлаждает салон автомобиля.

Поиск неисправности

Включите кондиционер. После включения кондиционера нужно проверить проходит ли охлажденный воздух из отопительных отверстий в салоне. Сначала нужно проверить, а выходит ли воздух.

  • Есть ли циркуляция воздуха, слышится ли работа вентилятора?
  • Также проверить или заменить салонный фильтр.

        Если воздух не выходит, значит нарушена циркуляция воздуха, не работает вентилятор и внимание нужно направить на устранение неисправности вентилятора.

         Если воздух теплый или горячий, значит система кондиционирования не включилась. В этом случае в первую очередь определить причину возникновения проблемы

  1. Признаки неисправного кондиционера в автомобиле.

Вначале следует обратить внимание на симптомы, которые проявляются при работающем двигателе и активации подачи холодного воздуха. Особое внимание стоит обратить на возможные шумы, так как странные вибрации при включении кондиционера, скорее всего, указывают на повреждение компрессора. Необходимо также обратить внимание на запах, который может исходить от решеток. В случае появления необычного запаха, возможно, произошла утечка или требуется замена фильтра. Если холодный воздух не выходит из решетки или не обладает нужной температурой, это может указывать на наличие утечек, проблемы с вентилятором испарителя или компрессором.

  • Убедитесь в правильной работе компрессора. В случае поломки следует следовать определенной последовательности действий. После исключения электрической проблемы необходимо проверить исправность компрессора. Найдите его в моторном отсеке и убедитесь, что центр шкива компрессора вращается одновременно со шкивом коленчатого вала.
  •  Для проверки включения муфты компрессора при включении кондиционера, вам нужно увидеть, как центральная часть шкива коленчатого вала вращается синхронно с шкивом компрессора.
  • Если муфта не включена, это может означать либо неисправность муфты, неисправность компрессора и необходимость его замены, либо просто необходимость заправки газообразным хладагентом контура.

Не включение муфты свидетельствует о невозможности работы системы при активации компрессора. При попытке вручную прокрутить компрессор на выключенном моторе, используя нажимной фрикционный диск компрессора, следует обратить внимание на его вращение. Неисправный кондиционер издает звуки в автомобиле. Если компрессор не крутится, это указывает на его заклинивание, требующее по крайней мере ремонта, в худшем случае замены.

  • Если компрессор крутится, воспользуйтесь куском провода площадью не менее 1,5 квадратных миллиметров. Подсоедините один конец провода к плюсу аккумулятора, а другой конец к проводу от компрессора. Вы должны услышать щелчок и заметить прижимание нажимного диска на шкиве привода. Если при подключении случается короткое замыкание, то электромагнитная муфта компрессора повреждена и требует замены.
  •  Если муфта щелкает, компрессор крутится, то можно включить мотор, включить кондиционер. Компрессор начнет крутиться, и следует дать ему поработать в течение минуты-двух (но не более, иначе можно сжечь компрессор без фреона). Затем рекомендуется проверить поток холодного воздуха из дефлекторов. Если холод ощутимо снижен, но он есть, то система функционирует нормально, но требует дозаправки фреоном. В этом случае осуществление проверки на наличие утечки фреона является необходимым.
  • Есть случаи, когда холода нет, а давление хладогента есть и оно в норме. Тогда нужно проверить давление в высоком контуре. Если оно ниже нормы, то в этом случае компрессор не выдает нужное давление и требуется его замена.

Замена компрессора потребует специальных навыков и специального инструмента, поэтому лучше обратиться к специалисту.

2. Найдите возможную утечку в контуре кондиционера.

 Для правильной работы системы кондиционирования салона вашего автомобиля, необходимо обеспечить достаточный объем хладагента, или фреона. Небольшая утечка газа считается нормальным явлением, однако, даже учитывая этот факт, необходимо заправлять систему не реже, чем раз в три года после предыдущего обслуживания. Многим автолюбителям приходится дополнять уровень фреона каждые 12 месяцев и даже чаще, что свидетельствует о наличии утечки. Давайте разберемся, как можно самостоятельно обнаружить и устранить такие неприятности.

Многие водители обнаруживают проблемы с кондиционером только после того, как уровень фреона становится критически низким. Система управления климатическими условиями не позволяет запустить кондиционер, если данные с датчика давления фреона указывают на недостаточный уровень. Постоянное пополнение запасов фреона является дорогостоящим, поэтому рекомендуется найти и устранить неисправность при первой возможности.

Первым шагом стоит осмотреть радиатор кондиционера автомобиля. Часто утечка происходит именно в радиаторе из-за попадания камней или других механических повреждений. На месте повреждения радиатора можно заметить масляные пятна. К сожалению, такой дефект практически невозможно отремонтировать, поэтому придется заменить радиатор.

Для поиска утечки полезно использовать обычную ультрафиолетовую лампу. Фреон, который обычно используется в автомобильных кондиционерах, содержит краситель, который проявляется при воздействии ультрафиолетовым фонариком. Еще одним способом поиска утечки может служить обмыливание всех стыков и соединений системы. В местах утечки появиться характерное выделение пузырьков газа.

Ремонт кондиционера автомобиля при этом происходит путем устранения утечек хладогента, замене поврежденных деталей. Водитель сам может выполнить данные работы, но он должен иметь соответствующие навыки и инструмент. Нужно понимать какие штуцеры и как их соединять, также необходимо правильно подобрать хладагент, компрессорное масло. Знать куда что заливается и в каком объеме. Кроме знаний и навыков ремонтника необходимо специализированное оборудование, которое есть в специализированных центрах.

Изучите в каком автосервисе можно восстановить работу кондиционера

Когда случается непредвиденная неисправность или плановая процедура по обслуживанию системы кондиционирования, водитель начинает поиск автосервисов.

Климатическая установка сложная система, которая выходит из строя при некачественном выполнении перечня работ по ремонту и техническому обслуживанию. При незначительном отклонении процедур фреон может испариться. А при отсутствии фреона может происходить отключение работы компрессора.

 Поэтому важно подробно выяснить перечень работ и наличие необходимого оборудования, приборов, инструмента и специалистов.

Состав работ выполняемых автосервисом при техническом обслуживании и ремонте системы кондиционирования.

  • Диагностика неисправностей в системе кондиционирования
  • Устранение неисправностей, замена уплотнений
  • Антибактериальная обработка деталей кондиционера
  • Диагностика утечки фреона. Опрессовка системы.
  • Вакуумирование кондиционера
  • Подбор фреона и масла кондиционера
  • Замена или дозаправка фреона и масла кондиционера

В автомобиле кондиционер, как продлить срок его службы

Если вы хотите продлить срок службы кондиционера на своем автомобиле, то вам следует придерживаться нескольких простых рекомендаций по самостоятельному обслуживанию.
Периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер) — это одно из основных требований для поддержания работоспособности вашего автокондиционера. Регулярное удаление пыли, грязи и насекомых с радиатора позволяет поддерживать его эффективность и предотвращает возможные проблемы с охлаждением.

В зимний период следует заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц. Это помогает предотвратить накопление влаги в системе кондиционирования и снижает вероятность возникновения коррозии.

Если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной. Однако для этого потребуется иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента. Стоимость такого набора будет примерно такой же, как и заправка кондиционера в автосервисе. Поэтому самостоятельную заправку имеет смысл проводить при регулярном обслуживании автокондиционера раз в 2-3 года, чтобы оправдать затраты на необходимый инструмент.

Проще говоря, чтобы продлить срок службы кондиционера на автомобиле, важно регулярно мыть радиатор, давать кондиционеру поработать в зимний период и обслуживать его самостоятельно только при наличии соответствующего набора инструментов. Пробовать подобрать свой специализированный автосервис.

Почти во всех все автомобилях для смазки компрессора используются синтетические масла PAG. Но есть немного автомобилей на которых установлены герметичные компрессоры. Там используется масло POE. В том и другом случае при заправке не того масла в систему, компрессор может сломаться.

Как дозаправить хладогент самому

В данном разделе рассмотрим, как заправить хладогент в систему кондиционирования самому водителю.  На трехлетних не меняется. Пост гарантийных раз в два года дозаправка. Признаки вчера холод был сегодня холод не пропал, но снизился, то вероятно недостаточное количество фреона и можно пробовать его дозаправку.

 Из дефлекторов не дует холодный воздух. Для того что бы кондиционер включался и холодил 150-200 мг фреона достаточно. В системе от 0,400 до килограмма хладогента.  Значит потеря хладогента более 50%. Если потери хладогента произошли в краткосрочный период или в результате аварии, то в этом случае требуется опрессовка, поиск утечки и вакуумация системы. При вакумации происходит удаление остатков фреона или азота после опрессовки и воздуха. Также происходит испарение воды при давлении ниже атмосферного. Вакуумировать надо до величины вакуума 300 Па, при этом давлении уходит влага.

В этой ситуации может случится так, что вакуум система держит в данный момент при данной температуре.  На улице было жарко в боксе подстыло. Если под капотом 40 градусов, вакуумация происходит нормально, система герметична.  Но с изменением температурных условий на уплотнениях происходят утечки. В этом случае заправляется хладогент с маркером, он светится в ультрафиолетовом свете. И если в некотором промежутке времени снова пропадает холод. Тогда просвечиваются все стыки. При изменении условий и уплотнение (колечко) начинает пропускать и ультрафиолет покажет, где травит газ. Устраняем проблему утечки.

Если заправка только через год, то лучше менять раз в год чем искать утечку.

Нужно разделить понятие заправка и дозаправка. Если в системе нет давления, то требуется поиск утечки, опрессовка и вакуумирование системы. В этом случае старый фреон будет удален полностью, система будет пустая и нужно заправить новый хладогент.

Если в системе есть давление, оно снижено, нет утечек, но требуется усилить холод, тогда делаем дозаправку. Дозаправка происходит без удаления старого хладогента.

Требуется приобрести хладогент марки 134а и синтетическое масло PAG 100 для добавления в картер компрессора. Количество хладогента и марку для данного автомобиля определить не представляет сложности. В автомобиле под капотом устанавливают специальную бирку с указанием параметров применяемого хладогента.

Еще такую информацию можно получить в справочных базы данных. Также, там указывается марка и количество масла, которое заправляется в новую систему. Но при техническом обслуживании эксплуатируемого автомобиля рекомендуется добавлять масло при каждой заправке хладогента. Потому что если есть утечка фреона, то масло теряется. И его нужно восполнить. Ориентировочно 60% масла находится в компрессоре по 15% в конденсаторе и испарителе, остальное распределено по системе.

Если меняется какая-то трубка системы, то от оставшейся доли 10% пропорционально рассчитываем приходящийся на эту трубку объём масла. Добавляем это количество необходимого масла в картер компрессора.

Для заполнения системы при техническом обслуживании в автомобиле кондиционера добавляем фреон с фракцией масла (эта информация указана на табличке баллона с хладогентом).

 Хладогент можно заправлять жидкой фазы, или газообразной фазы. Не допустимо попадание жидкой фазы в компрессор, так как она не сжимаемая. Поэтому закачивать жидкую фазу можно только в магистраль высокого давления.

Газообразную фазу можно закачивать в любую магистраль. Но при дозаправке получится подключиться к магистрали низкого давления, запустить двигатель, включить компрессор и компрессор сам закачает сколько нужно.

В начале работы нужно воспользоваться средствами защиты, очки и резиновые перчатки. Если потери хладогента более 50%, то требуется произвести вакуумирование насосом. После вакуумирования жидкую фракцию закачивают в контур высокого давления. В этом случае все же нужно обратиться в автосервис.

Этапы дозаправки фреона.

Находим магистраль низкого давления. Находим колпачок штуцера. Чистим и снимаем его. Соединяем заправочный штуцер со шлангом баллона с фреоном. Используем оборудование шланг с манометром и наконечниками. Действуем по инструкции заправки фреона. Баллон не переворачиваем. Так как внизу баллона находится жидкая фракция фреона.  Может быть резкий гидроудар и поломка кондиционера. Это будет дозаправка газообразной фракции в контур низкого давления. Запускаем двигатель и держим полторы тысячи оборотов. Включаем рециркуляцию воздуха, перекрываем подачу в салон наружного воздуха и активируем забор воздуха из салона автомобиля. На баллоне с хладогентом открываем вентиль и начинается заправка системы хладогентом.В этот момент компрессор сжимает фреон и продвигает его по системе. Помощник удерживает заданные обороты до появления давления в низкой магистрали 150-250 кПа. Проверяем температуру трубки у штуцера низкого давления. При холодной температуре трубки и как только в салоне появится холодный воздух менее 10 градусов закрываем вентиль на баллоне с хладогентом. Отсоединяем шланг от низкой магистрали. Закрываем штуцер колпачком. Этап дозаправки хладогентом в автомобиле кондиционера закончен.